Интервью
Участие в фестивалях
Упоминания и ссылки на Е.Гурина и гр."Корсар"

Музыкальные проекты


О ЧЕМ ОНИ ПОЮТ?

газ. «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), 29.01.2002г.
Мария ПАНТЕЛЕЕВА

"Он шел по грязной улице, ступая по лужам. Толпа пьяных хулиганов избила его. У него отобрали шапку, и сержант вымогал теперь деньги...

Он шел под дождем, промокший до нитки, и кричал: "Это мой город! Это мой город! Это мой город!"

"Город мой" - так называется сборник нижегородских коллективов, работающих на широкой ниве рок-музыки. С полным на то правом подзаголовком сборника могла быть какая-нибудь фраза наподобие "The Best". В сборнике принимали участие полтора десятка коллективов, несколько поколений нижегородских музыкантов, в основном те, имена которых на афишах сопровождаются эпитетами "культовый": "ДНК", "МОПР", "Трест", "Последний приют", "Корсар", Полковник и прочие. Многие песни из сборника побывали в верхних строках различных хит-парадов и с удовольствием распеваются в качестве чуть ли не "народных нижегородских".

Слушатель, привыкший реагировать на песню репликой типа "это я уже слышал у...", при прослушивании, вероятно, будет счастлив раз за разом демонстрировать свою эрудицию, легко узнавая прообразы - "Blue Cheer", Земфиру, "Арию", БГ и так далее. Однако, поскольку вся хорошая музыка уже давным-давно написана и "не повториться" чаще всего означает "извратиться", мы говорим "ура", поздравляем музыкантов с отличной работой и очень рекомендуем "Город мой" к прослушиванию всем, для кого слово "Горький/Нижний Новгород" не пустой звук. Ибо, на наш взгляд, два десятка по-настоящему качественных песен, записанных "встык", достаточно точно передают особенности ментальных координат города: настроение скорее созерцательное, чем драматическое, сознание скорее традиционное, чем авангардное, местоположение - не земное и не небесное, но на высоком берегу над слиянием двух рек. Кстати, важное отличие альбома от многих рок-сборников - его русскоязычность.

Экскурсию по городу открывает "Антигона", сразу же "уносясь вдаль" в бодром ритме скачки рысью. И мы попадаем в весну (а в нашем городе весна начинается в мае) вместе с "Трестом". Впрочем, гармоничная юность и осознание себя самого сменяются искажениями и ритмичным хамством рэп-кора от "Детонатора". Далее слушаем разухабисто-радостный "Фиолетовый день" сравнительно молодой группы "Полюс-С" и размышляем, сидя над рекой, вместе с "Папироской" от "Корсара". Полковник поет оптимистический вальс "Сто лет одиночества", не только гармонизуя свое пространство ("Я развел вместо мух дома бабочек"), но и заодно просветляя слушательское сознание. На крыльях ситарных завываний "Последний приют" уносит "В страну моих грез", и тем неожиданнее для расслабившегося было слушателя звучит беспощадный, с явными элементами мучительного психоанализа, "Подросток" от группы "Новые ворота". "Форс-мажор" продолжает драматическую линию, радуя тембром красивого женского вокала и подытоживая прослушанное песней "У кромки воды". Теперь у нас есть несколько секунд отдышаться и перевернуть кассету...

Вторая сторона открывается известной композицией Чижа "Сердцем и душой". Правда, лирический текст не поется Полковником, а проговаривается на манер бардовского, зато непередаваемо выразительно поет гитара самого Чижа. "ДНК" вновь ласкает слух стройными многоголосными вставками, нетривиальностью текста и красотой гармонических последований ("Расстели мне поле"). Дальше песни чередуются по принципу контраста.

Неспешный ритм "Приснилось как-то мне" от "Антигоны" сменяется хард-роком "Белого ордена": "Не стой за моей спиной". Композиция "Gone So Far" исполняется группой "Mad Melons" (бывшая "Хунта", кстати!) по-английски и однозначно развивает традиции легкого рок-помешательства (очень не хотелось упоминать "прообразов", но без имени "Queen" - ну никак), а "Ванесса" своим "Серебряным звоном" продолжает линию глэм-рока. За энергичной фанк-прибауткой от "Детонатора" (тут голос вокалиста выдает былое увлечение трэш-метал) под загадочным названием "Оун Бибилян" следует чудесная баллада группы "МОПР", "Мы летим на облаке", которая в свою очередь сменяется китчевым хитом от "Предпоследнего искушения" под названием "Статуи".

В этой композиции по-простецки рассказывается о навязчивых архетипах летчиков с книгами и девушек с веслами, пугающих детей и не дающих спокойно спать взрослым. Сборник завершается известным блюзом "Аллигатор" - кто из нижегородцев не подпевал "Аллигатору" в исполнении "Последнего приюта"? Веселые хиппи плывут на пироге в Нью-Орлеан... по Волге или Оке, наверное... встречая на своем пути "двух полисменов в зеленом джипе". В фактическом совпадении и в общем лучезарно-пофигистском настрое есть несомненная перекличка с текстом, сопровождающим кассету (и открывающим эту заметку). Видимо, все драматические события, собранные воедино и обрушившиеся на голову настоящего нижегородца, не смогут повлиять на его любовь к родному городу.

***

"Город мой" уже поступил в эксклюзивную продажу в рок-магазине "Tak Nado". Немного забегая вперед, скажем, что весной состоится презентация рок-сборника "Город мой" в форме большого концертного действа, а в ожидании такового "Tak Nado" предоставляет кассеты для розыгрыша среди подписчиков "Нижегородских новостей". Все, что вам нужно сделать для того, чтобы стать обладателем по-настоящему качественного сборника нижегородского рока, это дозвониться до нас в четверг, 31 января, ровно с десяти утра по телефону 19-67-36. Удачи вам, любители рок-н-ролла!